Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Ru

«Ты можешь браться за воспитание другого, лишь воспитав самого себя»


Кузбасским школам нужны молодые квалифицированные педагоги. Однако стереотипы, сложившиеся в социуме (низкие зарплаты, неблагодарные дети), отпугивают выпускников от работы со школьниками. В рамках Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года этот вопрос стоит на особом контроле. История Анны Печенеговой, учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №73» (г. Новокузнецк), выбивается из общего контекста. Проработав в СМИ больше 5 лет, девушка оставила медиасферу и вернулась в родной город, чтобы посвятить себя работе с детьми.

О выборе профессии

За 10 лет учебы в школе мне повезло с учителями дважды. Моим первым педагогом была Татьяна Дмитриевна Мартынова, она и определила мой нынешний путь, это я теперь понимаю. Безграничное уважение к этому учителю основано на том, что она поверила меня с самого начала и вложила в голову четкую установку: какую бы профессию я ни выбрала, у меня получится достичь в ней, чего захочу. В основной школе одним из учителей была Любовь Ивановна Филиппова. Она стала тем педагогом, который подкрепил во мне уверенность в своих силах. Когда во времена переходного возраста мне меньше всего хотелось показывать в школе высокие результаты, она оставила меня на перемене и сказала, что никто и никогда не сможет помешать моему профессиональному успеху кроме меня самой. Это было зерно, которое проросло намного позже, но как же правильно оно было заложено тогда моим любимым педагогом. Сейчас родители рассказывают мне, что лет в семь-восемь я мечтала быть учителем, но я о таком желании не помню. По первому образованию я журналист, закончила Кемеровский государственный университет, пять лет работала в разных СМИ региона. О том, что журналистика в моей жизни – временное явление, поняла довольно быстро. Не помню, как решила стать учителем, но подала документы в родной КемГУ на программу магистратуры на отделение филологии. Это было за два года до прихода в школу. А тогда я работала журналистом и параллельно училась. На базе КемГУ приняла участие в замечательной Международной лингвистической школе, была очарована российскими и зарубежными авторитетными учеными. Спустя пару месяцев ушла из сетевого СМИ, переехала в Новокузнецк и устроилась учителем русского языка и литературы в гимназию №73.

Поменять «шило на мыло»?

Если честно, не ожидала настолько положительной реакции близких и знакомых на переезд и смену сферы деятельности, которая последовала. Ни один человек не сказал, что я сделала шаг назад в карьере. Напротив, все восхитились таким неожиданным поворотом событий. Мне кажется, есть существенная разница между человеком, который пришел работать в школу после получения первого педагогического образования и тем, кто выбрал себе эту деятельность, отработав какое-то время в другой сфере. Во втором случае учитель для ребенка – это не просто тот, кто умеет рассказать интересно о заявленной в учебном плане теме. Такой педагог становится для детей источником знаний о том предмете, которого в школе нет. Причем не теоретической информации о профессии, а реальной, практической. Это уникальные знания, которые человек приобретает только в процессе работы. В моем случае это журналистика. Мои работы на телевидении, радио и тем более в сетевых СМИ можно легко найти на просторах Интернета – ученики воспользовались такой возможностью и познакомились с моими проектами, которые были созданы за годы работы в журналистике. Несколько ребят подошли ко мне и высказали желание стать журналистами. И здесь моя задача – создать для детей площадку, где они смогут испытать себя и со временем понять, хотят они поступать на журфак или нет, связывать ли  жизнь с этой деятельностью или нет. Я рада тому, что те знания, которые приобрела за время работы в разных СМИ, сегодня могу отдавать заинтересованным в их получении школьникам. С самого начала работы в гимназии я организовала кружок по журналистике, мы вместе с детьми создаем газету «Во весь голос». Школьники участвуют во всех этапах работы: собирают информацию, пишут материалы для газеты, верстают ее. Это затратный по времени процесс, и ведь никто не отменяет обучение по основным предметам. Создание газеты учит ребят совмещать разные виды деятельности в жизни, не зацикливаться на одном, развивать собственные проекты. Это современная жизнь в режиме многозадачности, и я горжусь, что гимназисты отлично со всем справляются.

Про стереотипы

Да, школьная жизнь – это сплошные стереотипы. Первый про маленькую зарплату. Я скажу, что сегодня в школе можно зарабатывать. Помимо оклада (ставки за часы) есть система баллов, которые ты получаешь за свою активность: публикации по педагогике, участие учеников в конкурсах и олимпиадах разных уровней. Плюс премии за достижения. Второй стереотип, который отпугивает молодых специалистов от школы, – современные дети якобы все поголовно жестокие, не желающие учиться и т.п. Я вспоминаю годы своей учебы в школе и сравниваю наше поведение с поведением нынешних гимназистов и никаких особых различий не вижу. Как и в любом коллективе, в классах есть лидеры, есть дети, которые позволяют себе грубить. Есть и те, кому просто не интересен твой предмет. Я не вижу ничего криминального. Потому что абсолютно в каждом моем классе есть дети, которые учатся с усердием и удовольствием. И ты, как учитель, всегда можешь на них положиться.  

О современной школе

В основе современного образования в школе лежит новый Федеральный государственный стандарт. Если сказать в одной фразе, то по ФГОС учитель – человек, который должен научить детей учиться. Учителей теперь принято называть тьюторами. Мы являемся наставниками для школьников, итогом обучения для которых должна стать совокупность результатов: личностных (способность к саморазвитию), предметных (сама система знаний) и метапредметных (познавательных, коммуникативных и т.д.). И учитель каждый урок должен выстраивать, исходя из вышеперечисленного. Это сложно. Постоянно в голове держишь свод правил из нового стандарта. У нас в гимназии к молодым педагогам приходят на уроки завучи и директор. И их задача – оценить, соблюдаешь ли ты ФГОС на занятиях.

Про отношения с родителями

Каждая из сторон образовательного процесса имеет свое представление о том, кто такой школьный учитель и что он должен делать. Для родителей – это человек, который обязан увлечь ребенка предметом, уметь доступно все объяснить, а еще внести вклад в достойное воспитание. На почве последнего пункта возникают постоянные конфликты – приходится объяснять родителям, что если в семье воспитание стихийное (то есть форм никаких нет, как получается, так и получается), то школа со своей системностью его не заменит. Здесь важно синхронизировать силы. При этом далеко не всегда проблема кроется со стороны родителей. Например, в семье применяется метод кнута и пряника, силовой подход к ребенку, безусловная власть родителей, а потом этот ребенок приходит на урок к учителю, которого воспитывали также. У такого педагога на занятиях царит авторитарный режим: как сказал, так и должны все сделать. Поколение наших родителей может сразу вспомнить гениальную песню Pink Floyd «Another Brick in The Wall». Она исполняется от лица мальчика, который получает образование в учреждении, где царит жестокость, он не хочет, чтобы школа промывала ему мозги, превращая в серую массу безликих граждан. К сожалению, мы встречаем такой подход к школьникам до сих пор. Хотя для меня это однозначное проявление слабости учителя, а не силы. Если класс не хочет тебя слушать, значит ты им не интересен, и это твоя проблема, а не детей. И я помню об этом каждый раз, когда мне хочется повысить голос на учеников, думаю о своей слабости в этот момент и начинаю на ходу сочинять альтернативные варианты.

Об учениках

Я много размышляю о том, каким хотят видеть учителя сами школьники, потому что в конечном итоге ты работаешь для них, а не для родителей или руководства образовательного учреждения. Мне кажется, что ребенку важно, чтобы перед ним был действительно учитель, а не преподаватель. Тогда главная задача – это не выдать учебный материал, а помочь и подсказать. Ребенок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть. Ведь на время уроков жизнь не останавливается. Если у ребенка в семье проблемы, то он не придет к тебе на занятие радостным и веселым, как бы он этого ни хотел. А ты, как учитель, будь добр понимать, что ребенок – это человек со своими переживаниями, и ты не вправе в этот процесс вмешиваться. Это основа гуманной педагогики, когда ты можешь браться за воспитание другого, лишь воспитав самого себя.

О перспективе и непрерывном обучении

Учиться нужно не только школьникам. Педагоги периодически обязаны осваивать программы повышения квалификации. Сейчас, например, в России взят курс на цифровое образование. Это потребует не только переоснащения школ, но и переподготовки преподавателей. Учителям русского, как основного предмета в школе, постоянно приходится осваивать новые методики преподавания, подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. Со следующего года в школах в 9 классе введут обязательный устный экзамен по русскому языку, так вот понять его структуру сначала нужно педагогам, а уже потом донести информацию до учеников. Для меня еще одной ступенью самообразования станет аспирантура. Ближайшие три года буду заниматься филологией на новом научном уровне. Парадоксально, но чем дольше я работаю со словом, тем чаще ловлю себя на мысли, что постичь русский язык в полном объеме невозможно. Как объять необъятное? Глубина и красота нашего родного языка завораживает и помогает мне в работе. Благодаря правильно подобранным словам я поддерживаю и направляю учеников. А в ответ получаю то, ради чего стоит работать в школе, – искреннюю благодарность и любовь.


 


Вверх