О большой любви к профессии, мечте увидеть пингвинов и Школе юного геолога рассказала Ольга Александровна Брель, доктор педагогических наук и заведующая кафедрой геологии и географии КемГУ.
Учёба в МГУ и возвращение в Кузбасс
В школе одинаково любила биологию и географию, когда поступала в КемГУ, географических специальностей в вузе не было, поэтому выбрала биологию. Когда после окончания вуза предложили остаться на любимом биологическом факультете, не сомневалась ни секунды. Прошла профессиональные ступени от лаборанта и ассистента до доцента и заведующего кафедрой. Много лет была заместителем декана по воспитательной работе. Когда на биофаке открылась география как специальность, появилась потребность в преподавателях с соответствующим образованием, поэтому на этом этапе и возникла мысль о геофаке МГУ. Получила образование в сфере рекреационной географии, страноведения и туризма, что в дальнейшем пригодилось и в преподавании географических и туристских дисциплин, и при защите докторской, так как в ней совмещены педагогика, география и туризм.
О любви к географии
Моя жизнь тесно связана с географией, и мне нравится то, чем я занимаюсь. Люблю свою профессию, люблю географию и стараюсь эту любовь передавать своим студентам. Географ – это человек с горящими глазами, открытым сердцем и желанием обнять весь мир и не останавливаться по жизни. Профессия дает отпечаток и на образе жизни. Я не представляю себя без практик со студентами, экспедиций и путешествий. Всё это позволяет не только познавать свой край, страну и мир, но и открывать себя, радоваться и удивляться достижениям. Если бы я не стала преподавателем, географом, кем бы я могла стать? Если честно, даже не задумывалась. Потому что мне комфортно и интересно в той деятельности, которой я сейчас занимаюсь. Главное – постоянно совершенствоваться. Так, год назад получила дополнительное образование по специальности "геология". Так как кафедра у нас геологии и географии, то разбираться нужно и в том, и в другом. В наше время чем большими компетенциями ты обладаешь, тем увереннее ощущаешь себя в профессиональном мире.
О том, что удалось
Достижений, на самом деле, как и у любого из нас, много, и на каждом жизненном этапе они разные. Когда закончила школу, достижением и гордостью для меня было поступление в КемГУ. Защита кандидатской – опять же достижение. Получила ещё одно образование на геофаке МГУ – я очень этого хотела, поэтому для себя тоже считаю достижением. А ещё недавно защитила докторскую, освоила горные лыжи. Любое преодоление себя – достижение. Главное – не останавливаться на достигнутом. Надеюсь, что впереди ещё много достижений. Олимпиада юных геологов – это, кстати, тоже достижение. Но не мое личное, а достижение всей нашей кафедры, преподавателей, ребят из Школы юного геолога. Это достижение нашего вуза. Опыт участия в олимпиадах на кафедре достаточно большой, но это были студенческие олимпиады: на протяжении нескольких лет с 2013 года студенты-географы были победителями Всероссийских олимпиад по географии, я являлась руководителем команды, поэтому знаю особенности олимпиадной кухни. Но подготовка школьников, на мой взгляд, многократно сложнее и ответственнее. Но на кафедре сложилась дружная команда преподавателей и сотрудников, любящих своё дело, которые вот уже два года на базе Школы юного геолога КемГУ готовят команду школьников. И студенты нашей кафедры, геологи и географы, тоже вносят свой вклад в развитие детско-юношеского геологического движения, являясь волонтерами геологических олимпиад. Наша команда одержала несколько громких побед на разных уровнях, начиная от регионального и заканчивая международными. О юных геологах из Кузбасса теперь знают не только в стране, но и за ее пределами. Хочу отметить, что результатом подготовки к олимпиадам являются не только победы, а возросший интерес школьников к геологии, геологическим профессиям – это хорошая профориентационная работа и продвижение имиджа университета.
О работе со школьниками
Чтобы найти подход к школьникам, надо просто делать своё дело с интересом и от чистого сердца. Ребята видят, что преподаватели кафедры занимаются с ними с удовольствием в своё свободное время, увлекая их в интереснейший мир наук о Земле. Школьники занимаются и видят студентов, которые тут же сидят с коллекциями образцов горных пород, работают с микроскопом, с географическими и геологическими картами. Они интересуются тем, где можно работать, получив геологическое и географическое образование. Мы приглашаем школьников на конференции, на заседания научного геолого-географического общества, более того, у нас уже 4 года на апрельской конференции работает отдельная секция для школьников, где наши подопечные делают первые шаги в науке. А студенты вместе с преподавателями являются не только зрителями, но и членами жюри. На кафедре четко выстроена профориентационная работа со школьниками. Идея непрерывного образования у нас реализуется на практике. Около 40% студентов направлений "геология" и "пед.образование" являются выпускниками географического клуба и Школы юного геолога. И все это заслуга преподавателей кафедры, коллектива настоящих энтузиастов, любящих своё дело и заражающих этой любовью и школьников, и студентов.
О путешествиях
Побывала пока всего в 11 странах, из них Дания, Черногория, Албания, Египет, Монголия, Таиланд, Вьетнам и другие. Очень люблю Азию. Поэтому больше половины из увиденного – именно азиатские страны. Мечтаю побывать в Австралии. Но больше всего люблю путешествовать по России. Была во многих регионах, и каждый из них неповторим. Всегда говорю студентам: открывайте для себя Россию, понемногу, пошагово. Наша страна огромная и уникальная – путешествий на всю жизнь хватит. Где советую побывать в первую очередь? Для меня это Байкал – настоящее место силы! И очень запомнился Волгоград, на всю жизнь... Когда стоишь на Мамаевом кургане и смотришь с замиранием сердца и комком в горле на Родину-Мать, а рядом стоят твои студенты с глазами полными слез от гордости, скорби и торжественности момента... Это дорогого стоит.
О мечте
Я привыкла все планировать. Мне кажется в современном мире по-другому нельзя. Мир настолько мобилен, что нужно под него подстраиваться, чтобы не отстать от жизни, а без планирования и четкого расписания это очень сложно. Понятно, что не все в нашей жизни зависит от нас, планы меняются, корректируются, рушатся, строятся новые. Но когда планируешь, то больше успеваешь. Не раз проверяла поговорку: "Чем больше делаешь, тем больше успеваешь". Ну а если про мечту, одна из них, я уже об этом говорила, - побывать в Австралии, да, а ещё в Антарктиде. Увидеть кенгуру и пингвинов в их естественной среде. На лекции в МГУ Н.Н. Дроздов так заразительно рассказывал о своей поездке в Антарктиду и о наблюдениях за пингвинами, что очень захотелось тоже там побывать.
Сергей УСТИНОВ
Заполните все поля.
Ваша заявка отправлена.
Настоящим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006г. № ФЗ-152 «О защите персональных данных» я подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Обработка персональных данных – действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение, проверку персональных данных.
Я даю согласие на проверку и обработку своих персональных данных.