Ваш отец преподавал в колледжах и школах. Вы пошли по его стопам, продолжая учительскую династи, или решение преподавать лично ваше?
Наверное, всё сразу, и то и другое. Нужно сказать, что не только отец, но и мама преподаёт — работает в Новокузнецком горнотранспортном колледже, имеет звание «Почетный работник СПО РФ». Когда я поступал в университет, у меня были довольно смутные планы. Была идея связать жизнь с литературой и русским языком. На первом курсе не было четкого желания, что хочу стать преподавателем. Это, наверное, как-то потом сформировалось, когда я уже учился в аспирантуре и начал понемногу работать. В принципе мне это нравилось, особенно когда студенты хорошие и получается интересно и эффективно для обеих сторон взаимодействовать. И постепенно сложилось так, что вот уже 13 лет я работаю в университете.
Почему вы стали преподавать именно курс риторики? Он вам ближе?
Не сразу произошел выбор. Сначала я хотел заниматься литературоведением. Даже моя первая студенческая публикация была посвящена изучению повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», была небольшая статья о переводе стихов. Но ближе ко 2-3 курсу, когда начинается специализация, я встретился со научным руководителем, Павлом Алексеевичем Катышевым, и погрузился в ту проблематику, которой он занимался. Это риторика, теория речевого воздействия, немного словообразования, философия языка. Меня это сильно затянуло. В итоге я пошел писать к нему дипломную работу, а потом и кандидатскую диссертацию.
В мире становится все популярнее тенденция к непрерывному образованию. Как вы повышаете квалификацию?
Во-первых, много внимания в мире уделяется открытому образованию. Масса платформ, на которых можно платно и бесплатно получать образование. Где-то ты получаешь документ о повышении квалификации, а иногда просто достаточно посмотреть получасовую лекцию на Youtube.
В основном это онлайн-курсы?
Конечно. И после их прохождения ты можешь считать, что за эти полчаса получил импульс для развития. И при этом нет официальных корочек об образовании. А если говорить о квалификации, то в этом году, например, почти все члены нашей кафедры прошли повышение квалификации по программе «Преподавание русского языка как иностранного». Это было как раз в онлайн-режиме. Мы изучали теоретический материал, выполняли практические задания. Все было с обратной связью. В итоге у меня есть удостоверение о том, что я прошел подготовку по программе «РКИ».
Вы говорите о курсах, связанных с вашей основной деятельностью. Но есть же курсы дизайна, программирования?
Нет, скорее всё-таки интересно то, что связано с основной специальностью, с русским языком. Наша кафедра сама по себе часто, раз в 2-3 года, проводит международную лингвистическую школу, в рамках которой мы тоже повышаем квалификацию. И там бывают иногда не совсем лингвистические курсы. В какой-то год политолог читал лекции, были специалисты по семиотике, по литературоведению, по древнерусской литературе. Владение всякими техническими средствами, о которых вы спрашивали, оно неизбежно. Если человек хочет оставаться на волне, он обязан уметь сделать и презентацию, и фотографию обработать. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени осваивает их.
У вас был опыт преподавания в других университетах, школах?
Конечно, периодически. Какое-то время я регулярно ездил в Юргу и Белово, читал для школьников спецкурс «Культура речи». Некоторое время назад вел занятия по деловой риторике в 41 гимназии. Периодически меня привлекают для проведения небольших спецзанятий.
Например, курс «Риторика лидера» в школе тележурналистики Ирины Чичендаевой?
Да, там тоже успел поработать. Преподавание в разных местах — это, во-первых, расширение кругозора и определенной сети знакомых, во-вторых, это полезно тем, кто посещает такие занятия. Туда приходят обычно мотивированные люди. И мне кажется, вузовскому человеку необходимо выходить вовне, он тем самым не теряет связи с реальностью. Иногда, если сильно замкнуться в традиционной академической среде, то общение со студентами становится сложнее. Они живут в реальном мире, а ты, условно говоря, сидишь у себя в кабинете среди книг и теряешь с ними связь. Очень полезно популяризировать знания. Если есть возможность писать научно-популярные тексты, то я всегда рад откликнуться. Зовут прочитать лекцию популярного типа — я всегда за.
На занятиях со студентами вы используете новшества, включаете в занятия интерактив?
Сам жанр лекций я стараюсь делать более диалогичным. Мы часто разговариваем со студентами, но в этом сверхновизны нет. Другое дело, что на практических занятиях, поскольку основной мой курс – риторика, многое мы стараемся делать в режиме тренинговой и групповой работы, когда не просто идёт обсуждение вопросов по прочитанным текстам из учебника, а игра или групповая работа. Деловые игры, например, переговоры, практикуем публичное выступление и самопрезентацию. Даже было, что на одном экзамене я сделал научную конференцию вне времени, когда у нас в одном месте встречаются специалисты по риторике из разных эпох: Аристотель, Цицерон, Иоанн Златоуст, М. М. Бахтин и другие. Они все как бы приезжают на конференцию с докладом. Студенты, в свою очередь, пытаются проникнуться идеями выбранного автора и от его имени выступить, подискутировать с коллегами.
А как студенты отреагировали на такую форму экзамена?
Кому-то удобнее сдать с билетами, кому-то так нравится. Помню, был один раз, училась женщина постарше обычных студентов и выступала на экзамене от имени Бахтина. Она настолько вжилась в роль, вдохновилась ей, что, выступая от мужского имени, она забыла свою гендерную принадлежность. Вместо положенных: «Я сказала, я прочитала», она говорила как мужчина.
На сайте Sibdepo была выложена статья, где вас включили в список самых завидных холостяков Кузбасса. Что вы сами думаете об этом?
Воспринимаю его, скорее, как шутку. Расскажу про подготовку этого материала. Со мной связалась моя бывшая однокурсница, на тот момент главный редактор этого портала Лариса Михеева и спросила разрешения включить меня в этот список. Официально я не женат, поэтому согласился. Материал написан с юмором. Если смотреть на всех остальных холостяков, то я оказался в компании с диджеями, промоутерами и бодибилдерами и стал своеобразной гуманитарной частью этого списка.
У вас не было желания заняться другой работой?
Дело в том, что я занимаюсь не только преподаванием. В жизни есть масса других занятий, которые не позволяют скучать. Я занимаюсь лингвистической экспертизой. К примеру, рассматриваю вопросы экстремизма, ущерба деловой репутации, оскорбления людей и споры о товарных знаках. И, конечно же, значима тренерская ипостась, провожу лекции и семинары как в университете, так и за его пределами. Сейчас, кстати, готовится новая программа по «Soft skills». В нее включен и мой курс риторики. А радикальных мыслей о смене деятельности пока нет, меня все устраивает. Мне нравится то, что происходит в последнее время с университетом. Образовательная площадка становится прогрессивной, современной. Масса различных лекционных и научно-популярных мероприятий с вовлечением внешних участников. С той же самой «Томской Писаницей» постоянные акции проходят. Это и отличает современный университет: нам дают интересно жить, поэтому не вижу смысла что-то радикально менять.
Вы пишите кинообзоры на сайт «Авокадо»? О чем они?
Я киноман, смотрю разные фильмы, и иногда получается писать себе тематические обзоры. Нет желания писать о современных новинках или претендентах на Оскар. Пишу о том, что мне интересно, найти тему и проследить её через историю кинематографа. Спрашиваю мнение редактора сайта и пишу. Был случай, что накануне Дня шахтёра мне попались под руку два фильма из разных времён про шахтёров. Решил писать материал под названием «День шахтёра — 2016: дюжина фильмов к празднику». Оказалось, что фильмов про шахтёров много, около 25 набралось, и пришлось выбирать лучшие.
Что планируете сделать через 5-10 лет?
Честно говоря, так далеко я не планирую. Хотелось бы, наверное, завершить свою докторскую диссертацию, как бы ни было тяжело и не отвлекали другие занятия. Это самый большой профессиональный план на ближайшие годы. В остальном я не знаю. Желания менять сферу деятельности и место жительства нет, но на 100% ничего утверждать не могу.
Сергей УСТИНОВ
Заполните все поля.
Ваша заявка отправлена.
Настоящим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006г. № ФЗ-152 «О защите персональных данных» я подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Обработка персональных данных – действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение, проверку персональных данных.
Я даю согласие на проверку и обработку своих персональных данных.