– Евгения Юрьевна, что бы вы посоветовали ребятам, которые хотят успешно сдать экзамен по литературе? Как избежать ошибок?
– Важно внимательно читать то, что написано в рамке, потому что там отражены критерии, по которым будет оцениваться работа, нужно уделять внимание каждой мелочи. В ответе иногда встречается тематическое отклонение от текста. К примеру, в вопросе на сравнение спрашивается, в каких ещё произведениях русской лирики поднимается тема родной природы? И в качестве примеров сопоставления школьники приводят те стихотворения, в которых просто показана Родина, тема Родины, её образ, а не родной природы. Нужно понимать, что это разные вещи. Или бывает так, что слово «природы» заметили, а на том, что она должна быть именно родная, фокусировки нет. Тогда выбираются те тексты, где в принципе природа описывается, но не подчёркивается её национальная принадлежность, то, что она близка поэту именно потому, что она часть его Родины, что она связывает поэта с Родиной. Здесь важны оба компонента, и если отвечающий уйдёт в сторону и будет говорить только о Родине или только о природе, этот ответ не может претендовать на высший балл.
В вопросах на сопоставление выпускники часто не фокусируют внимание на том, что именно нужно сопоставить. Обязательный компонент в таких вопросах – сравнение, то есть что нужно сравнивать с исходным текстом. Иногда в качестве сопоставления выбирают то же самое произведение, что дано в задании, только другой образ. К примеру, в задании был приведён фрагмент, где Дуня Раскольникова разговаривает со Свидригайловым, а вопрос заключается в том, где ещё показаны сильные женские характеры. И отвечающий в качестве примера приводит образ Сони, понятно, что это другой образ, но это образ из того же самого произведения. Так делать ни в коем случае не рекомендуется. А вот взять другое произведение этого же автора в качестве примера мы можем.
Ещё один важный момент – речевая избыточность (плеоназм), которая тоже является речевой ошибкой. Такая ошибка характерна тем, кто хочет дополнить ответ в случае нехватки слов в 17-м задании, например. Постарайтесь восполнить пробелы разнообразной лексикой, потому что иначе пойдёт минус в баллах по критерию речевого оформления.
Расшифровка инициалов в принципе не требуется. Она необходима только в тех случаях, чтобы различить поэтов, писателей с одинаковыми фамилиями. Но таковых, с одинаковыми фамилиями, в кодификаторе ЕГЭ по литературе нет. Что касается авторов, которых вы сами привлекаете для примеров, лучше писать инициалы, но только когда на сто процентов уверены. Если вы ошибётесь в инициалах, а уж тем более в расшифровке имени и отчества, то это фактическая ошибка, а она приносит минус один балл. Отмечу, что отсутствие инициалов ошибкой не является.
Остальная информация изложена в кодификаторе и спецификаторе, также можно познакомиться с демоверсиями. И если преподаватель литературы или репетитор не знакомит с этими базовыми документами, то нужно обязательно самостоятельно зайти на сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru/, там найти раздел, посвящённый ЕГЭ: выбираете нужный предмет и изучаете предложенное. Главное, познакомиться со свежими материалами, то есть не прошлого или позапрошлого года, а нынешнего, потому что для многих предметов каждый год есть изменения.
Всё, с чем можно познакомиться дома, лучше прочитать, проработать, посмотреть заранее, чтобы выбрать для себя какие-то базовые блоки в кодификаторе, на которых нужно сфокусироваться и отрабатывать их. Инструкцию же следует читать как дома, так и на самом экзамене, желательно несколько раз, так как вплоть до самого экзамена могут вноситься незначительные корректировки, которые в основном касаются критериев оценки.
– Обязательно ли читать все произведения в кодификаторе?
– Если есть цель в виде высоких баллов, то да. И это вполне реально осилить, даже если начать подготовку, например, в начале десятого класса. То есть с сентября десятого класса по май одиннадцатого можно внимательно прочитать все предложенные материалы. Читать их стоит ни в коем случае не в кратком содержании, запрещено заменять прочтение экранизациями или театральными постановками, потому что там всегда вносится элемент соавторства от режиссёра, содержание текста может искажаться. А вот аудиокниги не запрещены, но всё зависит от восприятия. Если вы отвлекаетесь через какое-то время и книга идёт как фон, тогда лучше, конечно, читать. Кроме того, можно слушать музыкальные композиции, созданные на основе стихотворений, входящих в кодификатор. Именно в таком варианте они гораздо лучше запоминаются. Если начать с сентября одиннадцатого класса каждый день их слушать, то к концу года можно выучить. Это поможет в подготовке анализа лирики, особенно для 9, 16, 17-го заданий, где нужно приводить свои примеры.
Если ситуация критическая и приходит осознание, что не успеешь прочитать все произведения из кодификатора, тогда нужно выбрать ключевые, базовые тексты, которые помогут не только ответить на вопросы, предложенные в качестве готовых формулировок и представленных фрагментов в задании, но и те, что дадут большое поле для размышлений и примеров в заданиях на сравнение и в 17-м задании.
Желательно остановиться на крупных, многотемных произведениях. Например, «Война и мир» – универсальное произведение, которое точно нужно внимательно прочитать, оно является ключом от многих замков. Из более компактных, но таких же обширных произведений приведу роман в стихах «Евгений Онегин». Не такой уж большой роман «Герой нашего времени», но тоже произведение объёмное и многотемное. «Отцы и дети» – хороший вариант для рассмотрения. Из литературы XX века можно предложить роман «Доктор Живаго». То есть «Война и мир», «Отцы и дети», «Доктор Живаго», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» – это флагманы, с ними обязательно нужно познакомиться.
Также в знакомстве с кодификатором важно правильное распределение времени, определите, сколько времени стоит посвятить чтению, с чем можно совместить этот процесс без вреда для здоровья, как не забыть то, что прочитал. Для этого рекомендуется вести читательский дневник и делать выписки. Из электронной книги можно копировать отдельные фрагменты, значимые цитаты и затем просматривать свой микроконспект.
– Важна ли структура в заданиях с кратким ответом?
– Единственное, что нужно выдержать в заданиях такого типа, – это логика: предложения должны быть логически связаны друг с другом в рамках фрагмента. В кратких ответах не требуется трёхчастная структура: введение, основная часть, заключение. Наоборот, в таких заданиях она является лишней, здесь требуется чёткий ответ на поставленный вопрос, без каких-либо вступлений, особенно в духе: «Пушкин – великий русский поэт, написавший множество гениальных произведений». Это лишнее. Можно даже не делить ответы такого рода на абзацы. А вот в 17-м задании желательно, чтобы выдерживалась традиционно-риторическая структура: должны быть вступление, основная часть, которая тоже включает в себя несколько элементов, желательно, чтобы эти элементы были выделены в отдельные абзацы, и заключение, где подводится итог.
Логическая связь важна как между абзацами, так и внутри, не должно быть повторов мысли. Чаще всего такое встречается, когда вступление дублируют в заключении, а это неверно. Получается, что вы заявили одну мысль, затем развивали её на протяжении всего ответа, а в итоге пришли к тому же самому. И тогда возникает вопрос, зачем рассуждение. Заключение должно быть новой ступенью, новым этапом, лаконичным ответом на тот вопрос, который заявлен в задании.
– По какому критерию чаще всего снимают баллы?
– Речевое оформление – один из самых больных моментов. Конечно, это связано с непониманием, что такое речевая ошибка, поэтому нужно заранее заглянуть в справочник, посмотреть и расшифровать для себя данное понятие. Часто не соблюдают первые, содержательные критерии, самые главные и ключевые. Здесь всё зависит от правильного понимания вопроса и от подготовленности к ответу. Также снижаются баллы за фактические ошибки. Это связано с тем, что далеко не все читают добросовестно, знакомясь с кратким содержанием, или изучают произведение фрагментарно.
Главное, не лениться, тогда ЕГЭ по литературе принесёт не только высокие баллы, но и подарит моральное удовлетворение.
Анастасия БАЙРИТ
Заполните все поля.
Ваша заявка отправлена.
Настоящим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006г. № ФЗ-152 «О защите персональных данных» я подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Обработка персональных данных – действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение, проверку персональных данных.
Я даю согласие на проверку и обработку своих персональных данных.