Старая версия сайта находится по адресу http://old.kemsu.ru
Сайт rasp.kemsu.ru закрыт, расписание занятий и экзаменов по ссылке

Трансформация региона или коллапс в высшем образовании?


21.03.2018 | 08:03

Проект по созданию опорных вузов в регионах вызвал в обществе бурную дискуссию о возможных последствиях преобразования системы. Мысли о том, к чему может привести данный проект, разнятся от резко негативных и депрессивных, с акцентом на увольнения преподавателей и коллапса системы высшего образования в регионе, до позитивных и утопичных, когда миссия по спасению и выведению регионов из плачевного состояния начинает возлагаться исключительно на вузы.

Эксперт федерального уровня, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик РАО Виктор Александрович Болотов поделился своим видением роли вузов с особым статусом в судьбе российских регионов. По мнению специалиста, университеты должны модифицироваться: «старые кассетники» мало кому нужны.

Прямая речь

Будучи местом скопления множества молодых людей и научно-педагогического персонала, опорные вузы хотя и не способны в одиночку поднять социальный уровень и экономику в регионе, обладают огромным потенциалом для того, чтобы стать драйвером или ключевым механизмом развития близлежащих территорий. Современный мир меняется с огромной скоростью, поэтому старые механизмы, хотя и продолжают работать, но перестают отвечать современным потребностям. Каким бы грубым ни был этот пример, но как кассетники когда-то были заменены на CD-проигрыватели, а затем и вовсе перешли в флеш-накопители или внутреннюю память гаджетов, также и вузы должны модифицироваться: старые кассетники мало кому нужны.

Разумеется, для радикальных изменений нужна смелость. Возьмем пример КемГУ, который вступил на этот путь и начал изменения и адаптацию под новые условия. Кемеровский государственный университет – крепкий региональный вуз, в котором обучаются более 20000 студентов, выполняющий все показатели мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций. Казалось бы, у вуза все хорошо, и изменения ему ни к чему. Однако такая позиция свидетельствовала бы об узости мышления университета. Вместо этого КемГУ осознает сложную задачу необходимости развития науки и образования и готов принять активное участие в решении существующих проблем региона через переструктурирование системы функционирования, создания нового портфеля задач и внедрения новых методов обучения.  А трудностей у региона достаточно: во-первых, Кемеровская область характеризуется ориентацией на угольную промышленность, что создает сильную, ресурсную зависимость региона от одного направления деятельности и одного исчерпаемого полезного ископаемого. Во-вторых, области свойственна высокая миграция и вымывание молодежи. Молодые люди, не видя перспектив в своем регионе, покидают родные края в поисках лучших условий, что при сохранении данной тенденции создает риски демографической ямы в долгосрочных перспективах региона.

В таких условиях именно университет может создать условия для формирования нового уклада экономики и социальной среды региона. В мировой практике есть успешные примеры, когда вуз стал центром региональной трансформации. Такими опорными стержнями в свое время выступали Университет Ньюкасла в графстве Тайн-энд-Уир Великобритании и Технический Университет Дортмунда в Рурской области Германии, которые взяли на себя бремя новой политики развития региона. Второй вуз изначально ставил своей главной целью преображение Рурского региона через создание в университете технических инноваций, экономических инициатив и культурных импульсов. Университет все также продолжает идти к этой цели, используя рычаги, которые ему наиболее доступны – через достижения в области ведущих исследований и предоставление студентам первоклассного образования. Опыт этих и других вузов показывает, что реформы внутри университета и определенная смелость - обязательные условия для вузов-трансформаторов.

Не стоит бездумно переворачивать университет с ног на голову, любой реформе должна предшествовать и сопутствовать тщательная работа, анализ ее потенциальных и реальных эффектов, мнений стейкхолдеров, четкое понимание причин и целей трансформации и умение донести информацию всем вовлеченным и заинтересованным сторонам. Кемеровский госуниверситет, как и другие опорные вузы страны, находится на правильном пути, не перекладывая ответственность за развитие собственного региона на плечи других институтов, а используя свои возможности и ресурсы на благо общества в долгосрочной перспективе.



Вверх