Эксперт федерального уровня, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик РАО Виктор Александрович Болотов поделился своим видением роли вузов с особым статусом в судьбе российских регионов. По мнению специалиста, университеты должны модифицироваться: «старые кассетники» мало кому нужны.
Прямая речь
Будучи местом скопления множества молодых людей и научно-педагогического персонала, опорные вузы хотя и не способны в одиночку поднять социальный уровень и экономику в регионе, обладают огромным потенциалом для того, чтобы стать драйвером или ключевым механизмом развития близлежащих территорий. Современный мир меняется с огромной скоростью, поэтому старые механизмы, хотя и продолжают работать, но перестают отвечать современным потребностям. Каким бы грубым ни был этот пример, но как кассетники когда-то были заменены на CD-проигрыватели, а затем и вовсе перешли в флеш-накопители или внутреннюю память гаджетов, также и вузы должны модифицироваться: старые кассетники мало кому нужны. Разумеется, для радикальных изменений нужна смелость. Возьмем пример КемГУ, который вступил на этот путь и начал изменения и адаптацию под новые условия. Кемеровский государственный университет – крепкий региональный вуз, в котором обучаются более 20000 студентов, выполняющий все показатели мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций. Казалось бы, у вуза все хорошо, и изменения ему ни к чему. Однако такая позиция свидетельствовала бы об узости мышления университета. Вместо этого КемГУ осознает сложную задачу необходимости развития науки и образования и готов принять активное участие в решении существующих проблем региона через переструктурирование системы функционирования, создания нового портфеля задач и внедрения новых методов обучения. А трудностей у региона достаточно: во-первых, Кемеровская область характеризуется ориентацией на угольную промышленность, что создает сильную, ресурсную зависимость региона от одного направления деятельности и одного исчерпаемого полезного ископаемого. Во-вторых, области свойственна высокая миграция и вымывание молодежи. Молодые люди, не видя перспектив в своем регионе, покидают родные края в поисках лучших условий, что при сохранении данной тенденции создает риски демографической ямы в долгосрочных перспективах региона. В таких условиях именно университет может создать условия для формирования нового уклада экономики и социальной среды региона. В мировой практике есть успешные примеры, когда вуз стал центром региональной трансформации. Такими опорными стержнями в свое время выступали Университет Ньюкасла в графстве Тайн-энд-Уир Великобритании и Технический Университет Дортмунда в Рурской области Германии, которые взяли на себя бремя новой политики развития региона. Второй вуз изначально ставил своей главной целью преображение Рурского региона через создание в университете технических инноваций, экономических инициатив и культурных импульсов. Университет все также продолжает идти к этой цели, используя рычаги, которые ему наиболее доступны – через достижения в области ведущих исследований и предоставление студентам первоклассного образования. Опыт этих и других вузов показывает, что реформы внутри университета и определенная смелость - обязательные условия для вузов-трансформаторов. Не стоит бездумно переворачивать университет с ног на голову, любой реформе должна предшествовать и сопутствовать тщательная работа, анализ ее потенциальных и реальных эффектов, мнений стейкхолдеров, четкое понимание причин и целей трансформации и умение донести информацию всем вовлеченным и заинтересованным сторонам. Кемеровский госуниверситет, как и другие опорные вузы страны, находится на правильном пути, не перекладывая ответственность за развитие собственного региона на плечи других институтов, а используя свои возможности и ресурсы на благо общества в долгосрочной перспективе.
Будучи местом скопления множества молодых людей и научно-педагогического персонала, опорные вузы хотя и не способны в одиночку поднять социальный уровень и экономику в регионе, обладают огромным потенциалом для того, чтобы стать драйвером или ключевым механизмом развития близлежащих территорий. Современный мир меняется с огромной скоростью, поэтому старые механизмы, хотя и продолжают работать, но перестают отвечать современным потребностям. Каким бы грубым ни был этот пример, но как кассетники когда-то были заменены на CD-проигрыватели, а затем и вовсе перешли в флеш-накопители или внутреннюю память гаджетов, также и вузы должны модифицироваться: старые кассетники мало кому нужны.
Разумеется, для радикальных изменений нужна смелость. Возьмем пример КемГУ, который вступил на этот путь и начал изменения и адаптацию под новые условия. Кемеровский государственный университет – крепкий региональный вуз, в котором обучаются более 20000 студентов, выполняющий все показатели мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций. Казалось бы, у вуза все хорошо, и изменения ему ни к чему. Однако такая позиция свидетельствовала бы об узости мышления университета. Вместо этого КемГУ осознает сложную задачу необходимости развития науки и образования и готов принять активное участие в решении существующих проблем региона через переструктурирование системы функционирования, создания нового портфеля задач и внедрения новых методов обучения. А трудностей у региона достаточно: во-первых, Кемеровская область характеризуется ориентацией на угольную промышленность, что создает сильную, ресурсную зависимость региона от одного направления деятельности и одного исчерпаемого полезного ископаемого. Во-вторых, области свойственна высокая миграция и вымывание молодежи. Молодые люди, не видя перспектив в своем регионе, покидают родные края в поисках лучших условий, что при сохранении данной тенденции создает риски демографической ямы в долгосрочных перспективах региона.
В таких условиях именно университет может создать условия для формирования нового уклада экономики и социальной среды региона. В мировой практике есть успешные примеры, когда вуз стал центром региональной трансформации. Такими опорными стержнями в свое время выступали Университет Ньюкасла в графстве Тайн-энд-Уир Великобритании и Технический Университет Дортмунда в Рурской области Германии, которые взяли на себя бремя новой политики развития региона. Второй вуз изначально ставил своей главной целью преображение Рурского региона через создание в университете технических инноваций, экономических инициатив и культурных импульсов. Университет все также продолжает идти к этой цели, используя рычаги, которые ему наиболее доступны – через достижения в области ведущих исследований и предоставление студентам первоклассного образования. Опыт этих и других вузов показывает, что реформы внутри университета и определенная смелость - обязательные условия для вузов-трансформаторов.
Не стоит бездумно переворачивать университет с ног на голову, любой реформе должна предшествовать и сопутствовать тщательная работа, анализ ее потенциальных и реальных эффектов, мнений стейкхолдеров, четкое понимание причин и целей трансформации и умение донести информацию всем вовлеченным и заинтересованным сторонам. Кемеровский госуниверситет, как и другие опорные вузы страны, находится на правильном пути, не перекладывая ответственность за развитие собственного региона на плечи других институтов, а используя свои возможности и ресурсы на благо общества в долгосрочной перспективе.
Заполните все поля.
Ваша заявка отправлена.
Настоящим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006г. № ФЗ-152 «О защите персональных данных» я подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Обработка персональных данных – действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение, проверку персональных данных.
Я даю согласие на проверку и обработку своих персональных данных.