На фотовыставке, приуроченной к 70-летию исторического образования в Кемеровском государственном университете, представлены итоги работы по гранту РНФ «Неизученные страницы истории и культуры населения Южной Сибири II тыс. н.э. по материалам петроглифов». Одним из крупнейших очагов наскального искусства Сибири является Минусинская котловина. В настоящее время кемеровские археологи активно изучают несколько памятников наскального искусства, среди которых изображения на скалах горы Тепсей, расположенной в Краснотуранском районе Красноярского края. О том, что скалы Тепсея почитались с ранних времен и практически до настоящего времени, свидетельствуют «обо» (обаа) – сооружения из камней, которые считаются культовыми у хакасов и означают поклонение духам горы, а также исключительно редко выявляемые случаи скальных захоронений, когда человека погребали близ скалы с рисунками. На выставке представлены фотографии наскальных изображений, выявленных на скалах, отдельных больших и малых плитах, а также на камнях тагарских курганов. Часть из них датируется эпохой средневековья (в основном это фигуры всадников, а также пеших лучников с характерными луками и в своеобразной одежде). Основные персонажи «народных» рисунков хакасов – антропоморфные фигуры, в том числе всадники, шаманы, а также кони, верблюды, олени и другие животные; огромное количество родовых знаков, которыми «метили» собственные территории. Чаще всего в наскальном искусстве Минусинской котловины в этот период времени запечатлены сцены из реальной жизни: охота, выпас скота, изображения предметов быта (утварь, одежда, транспортные средства и пр.). Наиболее интересны отдельные сюжеты, которые отражали представления о сверхъестественном: изображения шаманов с бубнами, причем нередко в странных позах, как будто передающих их экстатическое состояние; священных коней-ызыхов, духов-тёсей, стоящих на конях, сцены из героических сказаний и др. Трогательны изображения собак с закрученными хвостами: они были излюбленным мотивом в наскальном искусстве хакасов. Любопытна сценка с повозкой, которую тащит верблюд, а его в поводу ведёт человек. Изображения верблюдов в наскальном искусстве Минусинской котловины датируются от VII до нач. ХIХ вв.. Хакасы довольно продолжительное время задействовали их в быту для перевозки грузов. Считается, что жители Южной Сибири не знали колесного транспорта и заимствовали повозки у русских переселенцев. Первые хакасские повозки делались сплошь из дерева, а колеса – из массивных чурок. При движении всё это визжало и скрипело. Большое количество поздних рисунков выбито грубо, порой неряшливо, очевидно, с применением металлических инструментов. Но есть и изображения, выполненные мастерски: это фигуры коней, созданные гравированной линией, твёрдой рукой, фактически «без помарок», что может свидетельствовать о том, что «народные рисунки» выполнялись не только «неумелыми пастухами, которые занимали свой досуг подобными упражнениями», как писал А. В. Адрианов в 1904 году, но и настоящими мастерами. Эти изображения демонстрируют разные породы коней, которые встречались в зажиточных хозяйствах наряду с местными породами низкорослых лошадок.
Заполните все поля.
Ваша заявка отправлена.
Настоящим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006г. № ФЗ-152 «О защите персональных данных» я подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Обработка персональных данных – действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение, проверку персональных данных.
Я даю согласие на проверку и обработку своих персональных данных.