Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Ru

Доцент ИИиМО КемГУ А. Е. Пьянов: «Уроки истории должны стать базисом патриотического воспитания»


24.11.2020 | 10:16

Изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для школьников предлагается внести в части преподавания истории и усилить школьный курс знаниями по теме Великой Отечественной войны. Для чего это необходимо, РИА SM-News рассказал кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Кемеровского госуниверситета Александр Пьянов.

— Александр Евгеньевич, на что направлены предложения по изменению образовательных стандартов, кто выступает инициатором?

— Не так давно в Симферополе состоялся круглый стол «Без срока давности – живая память поколений». Мероприятие прошло в рамках международного общественного проекта «Без срока давности: трагедия мирного населения в годы Великой Отечественной войны». В резолюции, принятой по итогам встречи, была сформулирована рекомендация внести в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования изменения, направленные на усиление внимания к значимым аспектам в истории Великой Отечественной войны. В их числе – детальное изучение подвига советского народа в борьбе с фашистской агрессией, рассмотрение и анализ фактов геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны, дача правовой оценки фашистских преступлений против мирных жителей.

— А чем обосновывается такая инициатива? История Великой Отечественной войны ведь не лишена внимания в школьной программе, мы все её изучали.

— Инициатива, на мой взгляд, правильная и очень своевременная. Проблемы, стоящие сегодня перед учителями-историками, не позволяют им в полной мере решать задачи патриотического воспитания в рамках уроков, посвящённых Великой Отечественной войне. Конечно, уроки истории – не единственный инструмент решения поставленных задач, но именно они должны стать базисом патриотического воспитания школьников. На достижение этой цели направлена программа гражданско-патриотического воспитания, рассчитанная на пять лет и определяющая содержание воспитательных мероприятий. Однако её реализации недостаточно без серьёзного пересмотра процесса изучения истории в школе.

— Чего именно не хватает школьной программе?

— Во-первых, остро стоит вопрос дефицита учебных часов. История Великой Отечественной войны изучается в 10-м классе. Необходимость равномерного распределения всего материала позволяет педагогу отводить на эту тему не более семи часов. Представляете? Всего семи! Усугубляет проблему то, что в информационном материале учебника она занимает недостаточный объём. Например, рассмотрению Сталинградской и Курской битв посвящён только один параграф. Для сравнения: в 1970–1990-е годы в учебной программе на изучение Великой Отечественной войны отводилось 20–28 часов. Отдельно рассматривались начало войны, крупные сражения, значение этого события для страны и мира в целом, трудовой подвиг в тылу, в том числе и в региональном аспекте. Так, особое внимание уделялось военному и трудовому подвигу Кузбасса. На раскрытие этой темы отводилось два – три урока.

— А почему, на ваш взгляд, число часов настолько сократилось?

— Сокращение часов на преподавание Великой Отечественной войны имеет логичное объяснение. За время, прошедшее со дня Победы, произошло много новых и значимых исторических событий, знакомство учеников с которыми тоже требует времени. Усиление внимания школьников к изучению Великой Отечественной войны предполагает не только реализацию целого комплекса мер, но и оценку их целесообразности и жизнеспособности.

Так, одним из положений резолюции круглого стола «Без срока давности – живая память поколений» является рекомендация по включению в образовательные программы факультатива, посвящённого проблемам Великой Отечественной войны. Внедрению этой идеи препятствует разделение с 10-го класса учеников по профилям: гуманитарному, технологическому, естественнонаучному, математическому. На этом этапе школьники уже выбирают предметы для углублённого изучения и сдачи экзаменов для поступления в вузы. Историю выбирают не все, но это не умаляет её значимости.

— Какое решение тогда можно предложить?

— Возможно, следует подумать о перераспределении часов таким образом, чтобы на отдельные темы, в том числе и на тему Великой Отечественной войны, выделялось больше времени, чем на некоторые другие. Однако при этом важно избежать большого перекоса, при котором освещение других тем может сильно пострадать. Кроме того, необходимо делать акцент на том материале, который будет способствовать формированию патриотизма, что особенно важно именно сейчас, когда обострены отношения между Россией и Западом и обнаруживаются попытки фальсификации истории.

— А каким образом можно формировать этот патриотизм, чтобы исторические факты находили эмоциональный отклик?

— Конечно, история Великой Отечественной войны, изучаемая только по учебнику, – это история бездушная и обезличенная, это всего лишь строчки на листе бумаги. В то время как для осознания подвига народа, трагедии войны, значения войны для всего российского государства и общества следует активно использовать дополнительную деятельность, предполагающую личностное включение учеников в тему. Перспективна в этом плане внеурочная работа. Например, создание школьных музеев с экспозициями, посвящёнными Великой Отечественной войне. Активное привлечение школьников к созданию и функционированию школьного исторического музея может стать тем мостиком, который соединит теорию учебника с историей семьи, населённого пункта, региона. При этом экспонаты школьного музея должны использоваться и на уроках истории. Это также, безусловно, и живое общение с фронтовиками и тружениками тыла. Для того чтобы понять, что война — это не красные и синие стрелки на карте военных событий, ученикам следует узнать о ней из уст настоящих участников войны. К сожалению, живых свидетелей войны с каждым годом, месяцем, днём становится всё меньше и меньше, тем важнее сегодня использовать шанс общения с ними подрастающего поколения.

— Сейчас набирают популярность движения поисковиков среди школьников, они, наверное, тоже идут «в копилку»?

– Безусловно. Великая Отечественная война вошла в каждый дом, в каждый город и регион Советского Союза. В связи с этим для углубления понимания истории войны, выработки собственной позиции о войне у школьника следует активнее использовать краеведческую работу. И это относится не только к районам, непосредственно затронутым боевыми действиями, но и к районам, находившимся в глубоком тылу. Ведь именно в этих регионах ковалось оружие победы, сюда приезжали миллионы эвакуированных работников, раненых, сирот. Для формирования устойчивого осознанного чувства патриотизма важно, чтобы знания были получены школьником не только от учителя, но и добыты самостоятельно. Поэтому важным направлением должна стать научно-исследовательская работа учеников по темам, посвящённым Великой Отечественной войне. По данному направлению школам следует сотрудничать с системой высшего профессионального образования и архивами. Знания, опирающиеся на научные исследования, подтверждённые историческими документами, имеют особое значение для патриотического воспитания личности. Их намного тяжелее фальсифицировать, ими сложно или невозможно манипулировать.

— А вдумчивое, глубокое изучение истории поможет противостоять этим самым манипуляциям?

— Систематическая работа по данным направлениям в рамках изучения истории Великой Отечественной войны должна, на мой взгляд, способствовать формированию у современной молодёжи чувства патриотизма, осознанию значимости истории Родины. Также развивается не менее важная в современном мире компетенция – умение критически оценивать медиаконтент, представленный в разнообразных СМИ и интернет-ресурсах, в том числе зарубежного происхождения.

Источник: kemerovo.sm.news


Вверх