В эпоху современных технологий, несмотря на автоматизацию и роботизацию процессов, человек по-прежнему находится в постоянном взаимодействии с другими. Сегодня все процессы, происходящие в мире людей, начиная от коммуникации клиента и производителя, заканчивая профессиональной деятельностью каждого, регламентируются юридическими документами и нормативными правовыми актами. Однако глобально любые отношения между людьми и по сей день регулирует этика. О том, чем она является, как реализуется в мире и чем опасно забвение или уничтожение этических правил и норм, с позиции учёного и преподавателя в интервью пресс-службе вуза рассказала Лариса Юрьевна Логунова, доктор философских наук, кандидат социологических наук, профессор кафедры социологических наук Кемеровского госуниверситета.
Этика – это система моральных норм о должном, допустимом и невозможном в человеческом общении.
Все нормативные правовые акты вытекают из общего кодекса моральных норм и ма́ксим ценностных ориентиров и не могут идти впереди этических положений. Если представить систему отношений, то ценности – это интегрирующее ядро системы, которое воплощается в нормы и правила, этические законы и ма́ксимы. Это тот культурный регулятор поведения одного человека по отношению к другому, который нарушать крайне опасно. Иначе произойдет ментально-духовная катастрофа общества.
Что можно сказать об этике сегодня? Во-первых, она есть. Во-вторых, её нарушают. И эти нарушения – не то что норма, но «нормальная аномия», то есть состояние общества, в котором происходит распад норм, регулирующих социальное взаимодействие. В науку понятие аномии ввёл Эмиль Дюркгейм. Французский социолог под аномией понимал ситуацию, в которой размываются правила поведения и нормы общежития. Это тот период, когда старая иерархия ценностей рушится, а новая ещё не сложилась.
В этике появились системы допущений, красных (и не только) линий, которые люди по какой-то причине разрешают себе нарушать и переходить. В большей степени эти явления связаны с бюрократизацией отношений. Причём не в смысле, предложенном немецким социологом Максом Вебером, который под бюрократией понимал способ рациональной организации управления. Сегодня трактовка иная: «Воровать в принципе нельзя, но если это бюрократически правильно, – то можно».
В системе науки высшего образования такое явление также встречается, но уже под другим названием – плагиат. Допустим, преподаватель позаимствовал творческие фрагменты диссертации своего ученика, присвоил им, как научный руководитель, своё имя, и отдал это другому ученику, позволив пользоваться информацией без должной ссылки. Теоретически – бюрократически – всё это правильно, но практически – воровство, как его ни назови. Оно имеет негативную коннотацию в любых формах проявления.
Здесь работает закон этики: «Не воруй».
В жизни встречаются разные люди. В моём общении есть история: мужчина ответил на вопросы в опросном листе исследователей исключительно матом. Здесь нарушается этика? Нет. Это его «безбашенный» стиль, он хотел что-то сказать и сказал. Одна ситуация. В противовес ей другая: тот же мужчина написал бы что-то в отношении исследователей, проводивших опрос – это уже другое. И дело не в том, что конкретно пишет, «царапает на заборе» человек, а в том, что он получает право оценивать другого с точки зрения оказанной услуги: если процесс прошёл качественно, бюрократически грамотно, и потребитель доволен, то производитель – хороший человек. Ошибочно кажется этичным. Человек рождён не для оказания услуг, даже если это происходит в формате бюрократического общения. Здесь работают уже другие нормы этики, которая так или иначе действует везде.
У каждой профессии есть корпоративный кодекс этики, принятый лучшими представителями этой профессии.
Сегодня тоже можно пытаться создавать такие кодексы. Но для того, чтобы их выработать, в первую очередь, нужно пригласить философов, социологов, педагогов, математиков. Этические кодексы должны основываться не на конституциях. Юриспруденция находится за моральным кодексом и за этикой, никак не впереди них. Было бы крайне странным пригласить к участию в разработке такого кодекса, допустим, юристов и не обратиться к философам – хранителям этой ценностной системы. Древние университеты, начиная с Болоньи (прим.: Болонский университет – итальянский университет, старейший в мире), существовали на древнем кодексе. Итак, что такое университет? Это не пол и не потолки.
Университет – союз преподавателей и студентов. Это ценностная норма, которой целесообразно придерживаться.
Что, например, нужно регламентировать? Может быть, как правильно управлять одними или другими? Но на отношения распространяется правило «Люби себя, как бога; люби других, как самого себя», а дальше все ма́ксимы: не воруй, не предъявляй претензий, не обижай, не обижайся... Всё нужное уже прописано.
Играет роль и понимание. Здесь следует говорить о разном статусном стоянии ещё со времён бога Шивы. Есть учитель, который приобрёл знания свыше и есть ученики, которые пришли к нему. Учитель передаёт откровения. Они бесплатны. За них нужно благодарить, а преподаватель, который совершил духовный подвиг, прошёл через аскезы и получил знания, для ученика священен. Так же священен он будет и для своих учеников, которым будет транслировать знания. Такое отношение к учительству и по сей день актуально для Индии. Если там сказать, что ты профессор, перед тобой склонятся в подчинительной позе, не задавая вопросов.
Однако нормы не действуют сами по себе. Носители этих норм – люди. При этом бюрократические нарушения встречаются на каждом шагу. Опасно называть университет бизнес-структурой, а не святилищем знаний. Университет – совершенно другой тип социальности, не рынок. Социальный институт образования такой же фундаментальный, как и экономика. Их смешение, как и нарушение культурного регулятора поведения одного человека по отношению к другому, приведёт к ментальной катастрофе. Нужно разделять: мы торгуем и обслуживаем или всё-таки предлагаем и транслируем знания.
При этом, к примеру, студенты контрактной формы обучения платят за образовательный процесс, но не за знания. Так же, как обучение других студентов оплачивают государственные структуры. Плата идёт за работу для блага государства. И мне, как преподавателю, платят не за знания, а за работу, которая честно выполняется. Когда ко мне приходит ученик, я работаю с ним не за деньги. Невозможно оценить в деньгах то, что отдано ему мной и принято им. Деньги – не тот эквивалент. Количество опыта и любви не измеряется в деньгах, ими не торгуют, а предлагают. В том числе и на этом основана этика.
Этические нормы это что-то очень хрупкое, куда нельзя въезжать на подминающем всё под себя танке.
То, что должно быть разрушено, должно быть разрушено. Этому бесполезно сопротивляться. Нужно дать людям возможность всё разрушить. Это «чистильщики». С другой стороны, чем мы сейчас занимаемся? Вчерашним днём. Какие ценности завтрашнего дня нам понадобятся для того, чтобы собрать уцелевшие осколки? Вот это главное.
Эти структуры атаковать нельзя. Нужно понять их и понять, как они могут помочь выйти из текущей ситуации. И здесь я приветствую этические кодексы, которые разрабатываются, задумываются, но они должны быть разработаны в союзе со специалистами по вопросам этики и культуры.
Заполните все поля.
Ваша заявка отправлена.
Настоящим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006г. № ФЗ-152 «О защите персональных данных» я подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Обработка персональных данных – действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение, проверку персональных данных.
Я даю согласие на проверку и обработку своих персональных данных.