В 2021 году кафедра журналистики и русской литературы XX века института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций Кемеровского государственного университета отмечает 30-летний юбилей. О планах на будущее, востребованности журналистского образования и мероприятиях, приуроченных к знаменательной дате, пресс-службе КемГУ рассказал заведующий кафедрой, кандидат филологических наук Артур Владимирович Чепкасов.
— Артур Владимирович, как изменилось журналистское образование за последние 30 лет?
—Я думаю, что сущностно журналистское образование мало изменилось, потому что в его основе лежит задача подготовки специалистов думающих, мыслящих, грамотных, умеющих качественно работать с информацией и передавать людям факты, мнения, впечатления. С другой стороны, мы сегодня живем в мире, который меняется очень быстро, меняются технологии, инструменты. Это новые вызовы, на которые журналистское сообщество должно реагировать, в технологическом и техническом смысле профессия журналиста меняется. Неслучайно сегодня на кафедре мы готовим универсальных журналистов, которые могут качественно работать в разных типах и видах СМИ: на радио, телевидении, печатных и интернет-СМИ, социальных сетях, а также в условиях конвергентной журналистики. Поэтому с точки зрения содержания, сути профессии, ее глубоких гуманитарных основ мало что изменилось, но с точки зрения техники и технологии сегодня мы готовим специалистов другого уровня, востребованного на рынке СМИ.
— Кафедра была создана в начале 90-х годов, во время расцвета свободной демократической журналистики. Как изменился спрос на получение журналистского образования с того времени?
— За последние 30 лет много что поменялось в обществе, журналистике, системе ценностей, технологиях, но спрос среди молодых людей на профессию журналиста или на профессию специалиста медиакоммуникаций остается очень высоким. Но, наверное, это происходит по разным причинам. Если мы говорим о 90-х годах XX века, тогда произошли глобальные изменения в отечественной журналистике, слом советской системы, появились такие понятия как “перестройка”, “гласность”, “свобода слова”, многое в журналистику хлынуло с появлением этой свободы. Люди моего поколения могут вспомнить, что с утра в киоски стояли очереди за свежими номерами газет, потому что газета тогда давала ту информацию, которая раньше людям была недоступна. Можете ли вы себе представить очередь не за модным гаджетом, а за обычной печатной газетой?! И тогда, конечно, профессия журналиста была в топе наиболее престижных, востребованных и нужных обществу, потому что эту волну свободы, которая обрушилась на страну, во многом поддерживали и обеспечивали именно СМИ. Понятно, почему молодежь хотела быть журналистами. Сегодня журналистика — это работа в новых медиасферах, в новых интересных интернет-СМИ, социальных сетях, что привлекает молодых людей. Но, с другой стороны, в наше время каждый человек может быть в определенном смысле “журналистом”, потому что многие из нас ведут социальные сети, блоги, и мы как будто все журналисты. Но я вижу интерес у молодежи именно к профессиональной журналистике, и мы этот интерес приветствуем. Разница между профессиональной журналистикой и народной журналистикой — вопрос дискуссионный, но все-таки те ребята, которые пришли учиться профессии, после вуза могут сказать, что много узнали о профессии журналиста и не зря провели эти годы в университете. Конкурс на направление в опорном вузе Кузбасса по-прежнему один из самых высоких среди других направлений подготовки. По-прежнему мы находимся в топе.
— Журналистика как профессия сумела сохранить свой престиж и востребованность. Насколько сейчас сложно поступить на направление «Журналистика»?
— Поступить настолько же сложно, как это было и раньше, но в то же время настолько же просто. Понятно, что сегодня немного другая система поступления. По-прежнему мы сохранили творческое испытание, и у нас есть возможность познакомиться с абитуриентами, увидеть, как они понимают сегодняшний мир, профессию журналиста. И в этом наше преимущество: мы знаем своих абитуриентов, мы их видим. С некоторыми из числа будущих студентов мы знакомы еще задолго до поступления в университет: ребята принимают участие в конкурсе «Золотой жираф», участвуют в мероприятиях, которые проводит кафедра для школьников и абитуриентов. Условия для поступления: ЕГЭ по русскому языку и литературе, творческое испытание. Такого набора достаточно, чтобы отобрать лучших студентов.
— 30 лет для кафедры - значительный отрезок времени, уже много сделано, много специалистов выпущено. Но, с другой стороны, это только начало.
— Кафедра журналистики и русской литературы XX века прошла большой путь. За это время был заложен серьезный фундамент, от которого уже можно что-то строить дальше. Это очень важно, потому что когда нет основы, дальнейшее развитие бессмысленно и невозможно. На сегодняшний день все преподаватели кафедры имеют ученую степень кандидата или доктора наук, что свидетельствует о высоком уровне преподавания. У нас функционируют два уровня подготовки: бакалавриат и магистратура. Мы имеем современную материально-техническую базу: телецентр, медиастудия, студенческая газета «Статус-ВО», студенческое радио «Радио-ВО», аккаунты в социальных сетях, которые ведут студенты. Мы предлагаем нашим студентам полный спектр реализации своих возможностей. Также кафедра сотрудничает с крупнейшими работодателями, заключено более 30 договоров с ведущими СМИ. У нас очень высокий процент трудоустройства, и на сегодняшний день в кузбасских средствах массовой информации, я думаю, 50% сотрудников — это выпускники кафедры. Теперь что касается планов. Прежде всего, это открытие нового направления подготовки, которое называется «Медиакоммуникации», где упор будет на современные цифровые технологии, новые медиа, соцсети, интернет-СМИ. Мы будем развивать это направление, не забывая про «Журналистику». В перспективе также открытие новых магистерских программ, востребованных на рынке труда. Есть возможность роста и в плане повышения уровня преподавателей: если есть кандидаты наук, значит они должны становится докторами наук. Это тот объем задач, которого нам будет достаточно на ближайшие 5-10 лет. Дальше загадывать уже бессмысленно, потому что рынок СМИ настолько стремительно меняется, что мы сегодня не можем предугадать, что будет даже через 10 лет. Придут ли роботы и искусственный интеллект на смену журналистам? В каких формах будет существовать журналистика дальше? Но, возвращаясь к тому, с чего мы начали, я думаю, что никакие глобальные изменения не повлияют на суть журналистского образования. Планы кафедры во многом зависят не только от наших усилий, но и от студентов и работодателей, потому что сегодня высшее образование — это процесс, который создают все три стороны. Поэтому мы открыты к сотрудничеству, к новым интересным предложениям. Это одна из основных черт нашей кафедры.
— Какие мероприятия, приуроченные к юбилею кафедры, запланированы?
— Мы уже провели областной медиасеминар «300 лет Кузбассу глазами будущих журналистов», VII межрегиональный конкурс юных журналистов «Золотой жираф», студенты сейчас готовят юбилейный выпуск газеты «Статус-ВО”. Осенью мы планируем провести конкурс «МедиаBEST» для студентов и магистрантов направления «Журналистика», научно-практическую конференцию “Актуальные проблемы региональной журналистики”. В планах также проведение дня открытых дверей кафедры в начале следующего учебного года. Еще много активностей происходят вне зависимости от этого плана: это поздравления наших бывших студентов, которые они присылают в социальные сети; я знаю, что точечно сейчас проходят встречи выпускников. Юбилей — это не одно какое-то мероприятие, а череда событий, которая проходит в течение года. Тридцатилетие — повод осмыслить, что сделано и куда можно идти вперед. Кафедра журналистики и русской литературы XX века — это живой организм, который всегда находится в движении. Юбилеи нужны для того, чтобы на секунду остановиться, посмотреть, сказать: «Все идет хорошо, но надо еще лучше!» и пойти дальше. Есть юбилейные даты, а есть интересная жизнь кафедры, которая ни на секунду не прекращается.
Заполните все поля.
Ваша заявка отправлена.
Настоящим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006г. № ФЗ-152 «О защите персональных данных» я подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Обработка персональных данных – действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение, проверку персональных данных.
Я даю согласие на проверку и обработку своих персональных данных.