Доступ к электронному каталогу библиотеки .
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья библиотека предоставляет возможность удаленного использования электронных образовательных ресурсов, доступ к которым организован в КемГУ.
В ЭБС «Лань» доступно мобильное приложение, разработанное для смартфонов и планшетов со специальным сервисом для незрячих. Встроенный синтезатор речи воспроизводит тексты книг и меню навигации. Пользователи могут осуществлять навигацию как внутри каталога ЭБС, так и по тексту книги, переходить по предложениям, абзацам и главам книги.
В ЭБС «Университетская библиотека онлайн» представлена медиатека, которая включает в себя около 3000 тематических аудиокниг различных издательств, в том числе учебную литературу.
В ЭБС «ЮРАЙТ» и «ZNANIUM.COM» созданы условия для лиц с ограничениями здоровья по зрению.
ЭБС «Консультант студента» «Консультант врача» ЭБ «Образовательно-издательский центр «Академия»также обеспечивают возможность использования адаптивных технологий для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в частности незрячих и слабовидящих.
Технические решения
ЛВС имеет древовидную структуру с корнем в базовом узле коммуникаций КемГУ, к которому подключены высокоскоростными каналами передачи данных промежуточные узлы доступа, расположенные в корпусах университета. К узлам доступа подключены сети Институтов, административных подразделений, расположенных в пятнадцати корпусах КемГУ, а также сети общежитий КемГУ. Компьютерные классы университета имеют выход к внутренним ресурсам КемГУ, а также выход в научные, образовательные сети и Интернет. В компьютерных классах на рабочих местах установлено программное обеспечение невизуального доступа NVDA для лиц с нарушением функций зрения.
Дата-Центр КемГУ. Информационные сервисы предоставляются на основе существующего в КемГУ Дата-Центра, оснащенного оборудованием и программным обеспечением ведущих мировых производителей (HP, Dell, Cisco, APC, NetApp, Microsoft, VMware, Oracle, Avaya), удовлетворяющего всем требованиям, предъявляемым к современным центрам обработки и хранения данных в сети Интернет.
Университетский кластер располагается в Центре коллективного пользования научным оборудованием КемГУ и служит базой для реализации общих и специальных курсов по параллельным вычислениям в институтах, научно-исследовательской работы студентов, вычислительного эксперимента и математического моделирования в рамках научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии.
Оборудование видеоконференцсвязи (ВКС). ВКС позволяет организовывать сеансы видеосвязи с хорошим качеством передачи видео и звука. Видеоконференцсвязь становится естественным атрибутом научной и образовательной жизни в университете. Кроме того, может стать хорошей технологией для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В КемГУ имеются пять терминалов Sony Ipela видеоконференцсвязи, установленные стационарно в губернаторской лекционной аудитории, мультимедийной аудитории им. профессора К.Е. Афанасьева, в лекционной блочной аудитории на 250 человек, в зале заседаний Ученого Совета и в студии интерактивного вещания, в которой систематически ведутся дистанционные занятия преподавателями КемГУ со студентами филиалов ВУЗа.
В 2015-2016 годах в КемГУ реализовывался проект по созданию доступной среды для студентов с особыми потребностями. В рамках проекта была внедрена система многоточечной видеосвязи Avaya Scopia 6105, позволяющая собирать на одну встречу до 20 участников одновременно с качеством передачи видеосигнала в формате HD. Такие сеансы могут организовывать преподаватели КемГУ для обучения группы студентов заочного обучения или отдельных студентов, не посещающих занятия очно по различным причинам, а также обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды-колясочники, лица с нарушением опорно-двигательного аппарата). Для участия в видеосвязи необходим минимальный комплект оборудования – компьютер или ноутбук, имеющий подключение к сети Интернет, web-камера и колонки (наушники).
Еще одной возможностью дистанционного обучения является сервис проведения вебинаров http://vc.runnet.ru, который предоставляет несколько большие возможности для обучения, по сравнению с ВКС. К таким возможностям относятся функции совместного просмотра презентаций, переписка в общем и личном чате, возможность сохранения сеанса и отправки файлов с образовательными и методическими материалами. Сервис предоставляется на безвозмездной основе ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика». В одном вебинаре одновременно может участвовать до 50 обучающихся. Для участия в вебинаре необходим минимальный комплект оборудования – компьютер или ноутбук, имеющий подключение к сети Интернет, web-камера и колонки (наушники).
В настоящее время одним из общественных приоритетов в Российской Федерации является обеспечение права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзивного образования. Доступность высшего образования для лиц с особыми потребностями напрямую зависит от имеющего законодательного обеспечения возможностей обучения данной категории студентов в вузах. Учебно-воспитательный процесс строится с учетом международных нормативно-правовых документов (деклараций, актов, пактов, конвенций, рекомендаций и резолюций), а также законодательных и подзаконных актов. В данных документах говорится о необходимости создания в вузах безбарьерной среды (пандусы, лифты, поручни и т.п.), обеспечении образовательных учреждений специальной мебелью и реабилитационным оборудованием (звукоусиливающим оборудованием стационарного использования, тифлоприборами и др.), адаптации программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов (индивидуальный график консультаций, индивидуальный график приема зачетов и экзаменов и т.п.).
В университете продолжается работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Территория университета соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов к зданиям и сооружениям. Все входы в здания оборудованы поручнями, пандусами дублирующие лестничные марши. Для входа в корпус № 2 и корпус № 12 установлен подъемник для вертикального перемещения Veara EasyLift грузоподъёмностью 225 кг, что позволяет лицам с ограниченными возможностями и инвалидам перемещаться на платформе с сопровождающим. Подъёмная платформа имеет антивандальное исполнение, все элементы конструкции выполнены в соответствии с нормативно-техническими документами ГОСТ Р 55555-2013, ГОСТ 34682.2-2020 и сертификату технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 010/2011. Входные проемы оборудованы раздвижными стеклянными дверями со знаком безопасности (желтый круг). В каждом корпусе при входе в здание установлены вывески с названием и графиком работы организации, которые выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля, так же установлены пиктограммы доступности для ОВЗ и кнопка вызова персонала.
В корпусах размещены элементы комплексной информационной системы для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве (информационные тактильные пиктограммы, наклейки и таблички, на лестничном марше нанесены контрастные полосы жёлтого цвета и др.). Для самостоятельного передвижения и ориентации людей с ограниченными возможностями по зрению установлены во входной группе главного корпуса № 1 система «Говорящий город», а в холле учебного корпуса № 3 комплект «Звуковой маяк «Парус». Для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для инвалидов, в холле главного корпуса предоставлен для пользования информационный сенсорный терминал со встроенной индукционной системой моделей ISTOK 42Р с инновационным дизайном и со специальным адаптированным программным обеспечением.
Внутри помещений учебных корпусов № 1, 2, 3 имеются 5 мобильных телескопических пандусов (переносные, раздвижные, до 3 м.). Для передвижения по этажам в корпусах № 1, 2, 7, 10, 12 используется гусеничный подъемник Т09 Pody. В корпусе № 3 предусмотрены два лифта. Проход на 2-4 этаж корпуса № 2 осуществляется с соответствующих этажей смежного корпуса № 3. Учебные корпуса оборудованы санитарно-гигиеническими помещениями для маломобильных групп населения. В корпусах № 2, 10 доступно наличие кресел-колясок.
Рассматривая наиболее уязвимую категорию инвалидов на креслах-колясках, следует отметить, что в общественных здания, при чрезвычайных ситуациях наиболее эффективным способом является использование эвакуационного стула «Самоспас», которыми оснащён университет.
Для инвалидов по слуху предоставляются услуги сурдопереводчика, а так же система SOL («Surdo-Online»)– универсальная система, объединяющая в себе программную оболочку, направленную на обеспечение доступа к службе качественного, моментального перевода жестового языка (онлайн-версия). Для инвалидов по зрению разработана альтернативная версия официального сайта КемГУ (возможность переключения размера и цвета шрифта). В университете предоставляется услуга помощи, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение по сопровождению инвалидов в помещениях и на прилегающей территории.
Специальные технические средства для лиц с ОВЗ
Для предоставления услуг используются специальные и технические средства обучения, приспособленные для инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Общежитие оборудовано контролем управления доступа. Сотрудники ЧОП осуществляют контроль доступа в круглосуточном режиме. Доступ регламентируется положением о контрольно-пропускном режиме.
Заполните все поля.
Ваша заявка отправлена.
Настоящим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006г. № ФЗ-152 «О защите персональных данных» я подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Обработка персональных данных – действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение, проверку персональных данных.
Я даю согласие на проверку и обработку своих персональных данных.